Опоры и подушки двигателя предназначены для того, чтобы не давать двигателяю сдвинуться относительно кузова автомобиля, а также для гашения вибраций, которые создает двигатель в процессе работы.
Одним из основных базовых условий при конструировании автомобиля является то, что двигатель, сцепление, коробка передач должны быть неподвижными относительно кузова автомобиля. Исходя из размещения этих основных агрегатов, строится силовая часть автомобиля, размещаются все остальные узлы.
Опоры и подушки двигателя обеспечивают крепление двигателя к кузову автомобиля, не давая ему перемещаться на критичное расстояние, но, тем не менее, еще и гасят вибрации, которые создает двигатель, не давая им передаваться на кузов автомобиля. Кроме того, опоры и подушки также гасят удары на сам двигатель, которые возникают при движении автомобиля по неровной дороге или при наезде на какое-то препятствие. Комплект из опор и подушек двигателя называют также подвеской двигателя.
Подвеска двигателя, опоры и подушки, представляют из себя достаточно простые по конструкции и надежные детали. Это резинометалический узел, который выполнен из высококачественных материалов, однако есть ряд факторов, которые могут привести к его выходу из строя, например, может произойти растрескивание резиновой части из-за чрезмерных нагрузок при постоянной эксплуатация автомобиля по некачественному дорожному покрытию. Реже приходят в негодность металлические части опор (как правило в местах крепления к двигателю). Более сложные варианты опор – гидроопоры.
Долговечность опор двигателя изначально зависит от прочностных и нагрузочных характеристик, заложенных при конструировании, от качества материалов, состояния дорог на которых эксплуатируется автомобиль, стиля езды и внимательности его владельца. Основной причиной выхода из строя опор является повреждение резиновой части.
Появление трещин на подушке ведет к тому, что опора перестает выполнять качественно свои функции по демпфированию и начинает передавать вибрации от двигателя на кузов автомобиля. Это легко можно определить по увеличившейся вибрации кузова автомобиля при работе на холостых оборотах. В среднем, срок службы опор двигателя составляет порядка 100 – 120 тыс. км.