Ремень привода агрегатов служит для передачи крутящего момента с коленвала двигателя на шкивы навесных агрегатов. В простейшем случае это генератор. Поэтому ремень часто называют ремнем генератора. На современных автомобилях кроме генератора на мотор навешиваются насос гур, компрессор кондиционера, которые также приводятся в действие ремнем. В зависимости от конструкции ремень может быть один или несколько. В большинстве автомобилей ремень имеет поликлиновую конструкцию, которую также называют "ручейковой". Рабочая поверхность ремня прорезана вдоль канавками специального клинового профиля. Такой набор клиньев позволяет передавать значительные усилия при большой гибкости ремня. Минимальный диаметр шкива может быть до 45 мм. Это важно для современных авто, в которых двигатели становятся все меньше по габаритам. В автомобильных ремнях клиньев бывает от трех до десяти. Нерабочая сторона ремня гладкая. Она соприкасается с натяжными и обводными роликами.
Натяжение и ослабление ремня производится несложным механизмом натяжения. Сила его натяжения в автосервисах проверяется специальным измерителем. Но есть простой способ самостоятельно проверить, натянут ли ремень правильно. На доступном участке ремень берется большим и указательным пальцем и поворачивается на 90 градусов. Если ремень легко поворачивается дальше, он недотянут. Если не доходит до 90 градусов - перетянут.
Длина ремня считается как длина его окружности. Типичная маркировка 6РК1050 означает, что у ремня 6 клиньев, а его длина 1050 мм. При выборе ремня допускается превышение или занижение длины не более чем на 5 мм.
Типичное проявление отработавшего свой ресурс ремня - свист на малых оборотах двигателя. Это может начать проявляться в сырую погоду или наоборот в жаркую при включении кондиционера. Вытянутый ремень проскальзывает по поверхности шкивов и издает свист. Поверхность клиньев такого ремня часто отполированная, блестит. Сами клинья имеют поперечные трещины и отслоения. Такой ремень нужно заменить.
Выбор приводного ремня нужно делать по каталогу запчастей или по маркировке, которая обычно нанесена на нерабочую поверхность. Производителей ремней очень много. Однако, нужно ориентироваться на марки, которые производят преимущественно ремни. К ним относятся: Gates, Continental, Dayco, Goodyear, Optibelt. В России признанным лидером является БРТ. Эти производители не только изготавливают ремни, но и проводят исследовательские и конструкторские работы. Качество этих брендов безупречное. Ремни для азиатских марок авто кроме указанных выше рекомендуется покупать оригинальные. Японских неоригинальных ремней часто найти сложно. Поэтому оригинальный ремень будет предпочтительнее дешевого неоригинала.