При движении автомобиля все нагрузки от колеса воспринимаются упругими элементами подвески - рессорами или пружинами. Именно в них гасится энергия ударов колеса о препятствия. Однако у них есть недостаток. В процессе работы возникают колебательные движения, которые передаются на кузов. Кроме того, колесо при этом может полностью оторваться от дороги. Для гашения этих колебаний в пару к упругому элементу добавляют элемент сопротивления - амортизатор.
Конструктивно амортизатор представляет собой поршень внутри герметичного цилиндра. Поршень имеет отверстия с клапанами, через которые перетекает гидравлическое масло из одной полости цилиндра в другую. Из-за сопротивления перетекающей жидкости теряется кинетическая энергия. Масло при этом нагревается. Это простейшая схема работы, которая есть в конструкции всех амортизаторов подвески.
Конструкция всех амортизаторов такова, что амортизатор не полностью заполнен маслом. Нужно некоторое пространство для перетекания жидкости. В обычных масляных амортизаторах это пространство наполнено воздухом. При интенсивной работе рабочая жидкость нагревается и пенится, что ухудшает гашение колебаний пружин и ухудшает управляемость автомобиля. В большинстве современных авто передние амортизаторы газомасляные (в народе их называют газовые). Вместо воздуха свободное пространство заполнено нейтральным газом под давлением, обычно азотом. Он препятствует вспеневанию гидромасла. Газовый амортизатор одинаково ведет себя как на ровной дороге, так и при высоких нагрузках на неровных покрытиях. Нужно помнить, что в любом амортизаторе есть масло и не бывает чисто газовых амортизаторов подвески (пневмо-подвеска – это отдельная история).
Типичная причина выхода из строя амортизатора - это его разгерметизация. Жидкость вытекает из корпуса, её недостаточно для гашения колебаний пружины. После того, как вы увидели подтеки масла на корпусе амортизатора, покачайте переднюю часть авто. Если машина сделала более одного – двух колебаний, амортизатор пора менять. Если машина вообще не раскачалась, скорее всего, амортизатор заклинил. Если есть сомнения в работоспособности амортизатора, можно продиагностировать подвеску в сервисе на специальном стенде.
Ресурс амортизаторов на российских дорогах 60-80 тысяч километров. К сожалению, амортизаторы стали расходными запчастями как, например, тормозные диски. На отечественные Лады есть варианты замены так называемого патрона, который вставляется в корпус амортизатора («сапог»). Это более экономичный вариант ремонта. В большинстве же современных авто меняется амортизатор полностью. Подбор выполняется по каталогу запчастей. Под оригинальный номер можно подобрать различные варианты: масляные, газомасляные амортизаторы. Из брендов признанными лидерами являются Bilstein, Monroe, Boge, KONI, KAYABA. На рынке присутствует огромное количество марок-упаковщиков поставляющих под своей маркой недорогую азиатскую продукцию. Нужно быть внимательным при их покупке и обращать внимание на гарантию продавца.