Главный тормозной цилиндр является одним из основных элементов тормозной системы автомобиля, который преобразовывает усилие от ноги водителя на педали тормоза в давление гидравлической (тормозной) жидкости в тормозной системе.
Если говорить коротко, то задача главного тормозного цилиндра заключается в преобразовании усилия ноги человека, которое ограничено его физическими возможностями в давление гидравлической жидкости, достаточного, чтобы остановить как малолитражный автомобиль, так и большой джип или грузовик. Основные элементы главного тормозного цилиндра – корпус, резервуар для тормозной жидкости, поршни с толкателями, уплотнительные манжеты, возвратные пружины.
Не будем останавливаться на подробной конструкции главного тормозного цилиндра и этапах работы, т.к. для этого потребуется целая лекция. Скажем проще – главный тормозной цилиндр, совмещенный с вакуумным усилителем, помогает достичь высокого давления тормозной жидкости в системе. Это давление, изначально созданное ногой человека на штоке от педали тормоза, а затем многократно увеличенное вакуумным усилителем, используется затем на колесах для сжатия колодок. И понятно, что без главного тормозного цилиндра и усилителя не обойтись, т.к. силы ноги человека ни при каких обстоятельствах и конструктивных ухищрениях не хватит, чтобы создать давление, способное так сильно сжать колодки, чтобы многотонная машина быстро остановилась.
Главный тормозной цилиндр не только помогает человеку «давить» на тормозные колодки. Он регулирует, чтобы давление в системе разделялось на два отдельных направления (на два контура) для надежности (если в одном из контуров будет неисправность и тормоза не сработают, то автомобиль все равно затормозит, т.к. второй контур поможет).
Главный тормозной цилиндр – достаточно сложный механизм и хотя он и его детали не являются быстроизнашивающимися, необходимость ремонта или замены главного тормозного цилиндра все-таки возникает. Причины могут быть разные – например износ деталей, которые отвечают за уплотнение механизмов, поскольку в главном тормозном цилиндре имеются движущиеся поршни, клапаны, присутствует рабочая жидкость под давлением. Долговечность главного тормозного цилиндра изначально зависит от наличия слабых мест в конструкции, от качества используемых компонентов, от соблюдения периодичности обслуживания тормозной системы.
На неисправность могут указать например падение тормозной жидкости в бачке, провалившаяся педаль тормоза и др. Главный тормозной цилиндр может быть ремонтопригодным (путем замены отдельных компонентов), а порой, при определенных неисправностях или особенностях конструкции главный тормозной цилиндр приходится менять в сборе.